Развитие производства сварных обсадных труб остается весьма привлекательным направлением для инвестирования. На фоне растущей конкуренции в сегменте труб строительного сортамента количество игроков на рынке обсадных труб ограничено, а потребление данной продукции демонстрирует ежегодный прирост объемов. Сегмент продукции рядового сортамента, по мнению Александра Михалева – финансового директора завода «Уралтрубпром», сегодня становится привилегией вертикально интегрированных компаний. Для повышения доходности и укрепления позиций на трубном рынке на предприятии продолжают развивать мощности для выпуска обсадных труб.
– Александр Викторович, по итогам прошлого года компания нарастила только выпуск обсадных труб, что произошло?
– 2016 год стал непростым не только для предприятия, но и для трубной отрасли в целом. Наши отгрузки по сравнению с итогами 2015 года сократились на 23%. Объемы сильно просели по трубам круглым и профильным строительного сортамента. Выпуск нефтегазопроводных линейных труб существенно не изменился. А вот в сегменте OCTG мы нарастили производство более чем на 200%. Увеличить их выпуск нам удалось за счет постепенного ввода в эксплуатацию нового оборудования.
– Какие новые мощности появились у компании?
– У нас добавилась линия для нарезки резьб и два муфтонарезных станка. Сейчас мощности предприятия по отделке труб представлены двумя линиями нарезки и тремя станками
для производства муфт. Новое оборудование введено в рамках II этапа программы развития производства обсадных труб на предприятии.
Полностью комплекс приступил к работе в декабре, и сейчас наши мощности позволяют производить порядка 70-80 тыс. тонн обсадных труб в полном сортаменте в год.
За последние два-три месяца мы приблизились к проектной загрузке оборудования.
– В этом году на какой объем рассчитываете выйти?
– Перед коммерческими службами стоят планы по реализации 50 тыс. тонн нарезных обсадных труб. По июль включительно мы уже обеспечены заказами, сейчас идет формирование производственной программы на II полугодие.
– Кто поставщик оборудования?
– Линии немецкого и итальянского производства. Но это не традиционные для российского рынка поставщики, поэтому озвучивать компании мне бы не хотелось.
Кроме того, наше оборудование дороже, но за счет использования современных технологий эксплуатационные затраты окупаются оперативнее.
Из особенностей отмечу возможности линий по нанесению резьбы любой сложности, в том числе разработанной с нуля.
– Какие новые резьбы появятся у компании?
– Сейчас мы делаем Батресс, ОТТМ и пару простых резьб. Собираемся освоить ОТТГ, еще простые резьбы и несколько соединений класса «Премиум». Какими будут премиум-соединения, для каких месторождений, пока не скажу, мы только нарабатываем опыт по данному направлению. Но есть сотрудничество по этому вопросу с иностранными партнерами.
– Сегодня трендом рынка OCTG являются резьбовые соединения класса «Премиум». Насколько активно планируете работать в этом сегменте?
– Мы находимся в начале пути по освоению данной продукции. Но, как я уже сказал, у нас установлено одно из лучших оборудований в мире, на котором мы можем делать
любую резьбу. У нас есть свой проектный отдел и высококвалифицированные специалисты, которые могут и в чертежах реализовать любую новую разработку, и освоить
ее производство. Плюс к этому у нас есть прямые соглашения с заводами, которые делают нарезной инструмент (резцы под резьбы).
Мы планируем активные работы по освоению резьб класса «Премиум». Это будут и аналоговые соединения, и лицензионные. Есть резьбы, разработанные непосредственно нефтегазовыми
компаниями, и если с нами пойдут на контакт, то мы готовы будем выполнять такие заказы.
Думаю, первые результаты по резьбовым соединениям «Премиум» можно ожидать к концу текущего – началу 2018 года в рамках сотрудничества с иностранными партнерами,
о котором шла речь выше. Если все пройдет успешно, то дальше освоение и развитие ассортимента пойдет более оперативно.
– Какой сортамент продукции могут обрабатывать новые нарезные мощности?
– Обсадная труба, которую мы производим, на немецком модернизированном стане представлена в размерах 146-324 мм, новый японский стан рассчитан на выпуск труб диаметрами 219-630 мм. Новое оборудование сможет обрабатывать весь сортамент обсадных труб, производимых на предприятии.
– Сегодня на внутреннем рынке перспективными к освоению считаются обсадные трубы большого диаметра. У компании уже есть такая продукция или планы по ее освоению?
– К обсадным ТБД относятся диаметры 406, 426, 457 и до 508 мм. В России еще востребована труба 530 мм. Освоение такой продукции – это наш третий этап программы развития, реализация которого позволит нам также выйти и на производительность до 150 тыс. тонн обсадных труб в год. Как только будет решен вопрос с финансированием, мы начнем работать в этом направлении.
– Что включает в себя третий этап?
– В рамках третьего этапа думаем над установкой линии термоупрочнения труб обсадных и нефтегазового сортамента. Эти работы для нас в приоритете. Кроме того, будут установлены новая линия для производства муфт, состоящая из трех станков, и новая линия по нарезке резьбовых соединений из двух станков. Плюс все необходимое вспомогательное оборудование для накручивания, затягивания, опрессовывания и нанесения покрытия.
– Почему в приоритете линия термоупрочнения?
– Возможности нашего оборудования позволяют производить трубы с необходимыми группами прочности из проката с заданными характеристиками, вплоть до Х80 по линейной трубе. В то же время есть группы прочности, получить которые позволяет только объемная термообработка. К ним относятся L80, N80, С90, Р110, Q125,Q135. Кроме того, есть трубы линейные нефтегазопроводные, которые используются на месторождениях и должны быть с обязательной термообработкой.
– Когда возможна реализация третьего этапа?
– Много инвестиций мы сделали по прошлому году. Поэтому в текущем мы закончим реализацию еще нескольких проектов. Среди них завершение реконструкции нашего первого стана. Она продолжается уже около двух лет, мы заменили на нем сварочные установки, технологию формовки, пилы. В настоящее время заканчивается подготовка к установке нового гидропресса. Кроме того, в рамках второго этапа развития производства обсадных труб планируем решить вопрос с обеспечением производства муфтовой заготовкой. В итоге, рассчитываем исправить ситуацию прошлого года, когда у нас было значительное снижение объемов производства. А за счет увеличения доходности, за счет роста производства продукции с добавленной стоимостью не исключаем, что первые инвестиции в реализацию третьего этапа могут быть сделаны уже в следующем году.
– Возвращаясь к настоящему времени, как изменится круг клиентов компании с увеличением выпуска обсадных труб?
– Сегодня мы работаем с такими клиентами как «Роснефть», «Газпром», «Транснефть», «Лукойл», «Газпром нефть», «Башнефть» и с рядом независимых компаний. У всех своя доля, примерно исходя из позиций на рынке. Но расширяться есть за счет кого. Много мелких компаний, с которыми мы еще не работаем, в том числе тех, кто традиционно привык закупать только бесшовную г/к трубу. С ними хотим наладить сотрудничество, обосновав качественные характеристики нашей сварной трубы как не уступающие бесшовной.
– Какими видите перспективы потребления обсадных труб в 2017 году?
– Многие участники рынка считают, что рост потребления обсадных труб составит около 5% по итогам года. На мой взгляд, это будет порядка 20%: месторождения обеспечат прирост в 5%, а еще 15% дадут закупки для пополнения складских запасов. Но это мое мнение, и базируется оно на уровне потребления нефтяников, которые в прошлом году брали обсадную трубу не активно, работая за счет складского наличия. А в этом году случился ажиотаж, в том числе из-за необходимости пополнения складского ассортимента.
– Экспортные поставки обсадных труб будут?
– Мы планируем экспорт обсадных труб, но какой будет его доля в общем объеме по итогам года, пока не скажу. В целом экспорт труб в текущем году запланирован на уровне 30-40 тыс. тонн, что практически в 2-2,5 раза выше результатов прошлого года. Из них три четверти займет продукция нефтегазового сортамента. Поставки будут в страны и ближнего, и дальнего зарубежья, где мы работаем и с европейскими покупателями, и с американскими.
– Каким будет общее производство труб нефтегазового сортамента?
– По итогам 2017 года мы планируем произвести не менее 100 тыс. тонн труб нефтегазового сортамента. Основной прирост будет достигнут за счет обсадной трубы. Хотя мы рассчитываем на возможность прирасти и по трубам нефтегазопроводным за счет нормализации баланса рынка. В прошлом году наблюдался дисбаланс за счет резкого изменения цен на плоский прокат и наличия дешевых остатков трубной продукции у отдельных игроков. Соответственно те, у кого свободных остатков было мало, вынуждены были уходить в минимальные объемы, так как не могли конкурировать. Сейчас стало легче, и есть шансы на увеличение объемов производства и продаж.
– Производство нефтегазопроводных труб подтверждено заказами по примеру с обсадными?
– Нет, формирование производственной программы по трубам линейным, также как и строительного сегмента, идет в режиме онлайн.
– Каковы планы по развитию производства нефтегазопроводных труб?
– В этом году продолжим работать над НИОКР. Одним из наших последних достижений является решение проблемы с окислами внутри сварного соединения, которые
при проведении испытаний шва на ударную вязкость дают выпады, и много трубы отбраковывается. Совершенствование технологии сварки у нас продолжалось несколько лет,
и в прошлом году мы добились положительных результатов в качестве сварного шва. Мы провели полигонные испытания на разрыв трубы диаметром 530 мм со стенкой 16 мм,
результаты были получены даже лучше, чем по горячекатаной трубе. Не говоря уже о трубах, сделанных по третьему типу – с присадочными материалами под слоем флюса.
По результатам освоения технологии «Роснефть» сделала у нас несколько заказов на трубы с повышенными требованиями к телу металла и к сварному соединению диаметром
219 мм со стенкой 16 мм и 530 мм со стенкой 18 мм, которые будут использованы уже на месторождениях.
Параллельно наши разработки проверяются институтами, после чего мы планируем внести изменения в нормативную базу по сфере и вариантам использования сварной трубы
нашего производства, в том числе вместо бесшовных.
– Будут ли трубы новых типоразмеров?
– В диаметрах нет. У нас освоен весь возможный сортаментный ряд. В этом году, учитывая работы по повышению качества сварного соединения, мы продолжим развивать
производство труб с толстыми стенками – свыше 12 мм. Будем их презентовать и теснить г/к б/ш трубы.
– У кого будете закупать рулонный прокат с толстыми стенками?
– На сегодняшний день в России научились делать рулон толщиной свыше 12 мм Магнитогорский МК и «Северсталь». За последние 5 лет мы реализовали около 200 тыс. тонн продукции с толстыми стенками. И это тот объем, который заменил трубы сварные, сделанные под слоем флюса, либо бесшовные горячекатаные.
– Учитывая активные работы компании в развитии производства труб нефтегазового сортамента, возможно, есть планы отказаться от выпуска продукции широкой сферы применения?
– Таких планов у нас нет. Мы всегда за то, чтобы у компании был широкий ассортимент, который дает ряд преимуществ в работе. Но тенденцию, которая присуща
рынку – уход в премиальный сегмент, в высокодоходную продукцию – мы не только наблюдаем, но и принимаем.
Сегодня сегмент продукции рядового сортамента становится привилегией вертикально интегрированных компаний. Объясню почему. На сегодняшний день, если взять емкость
рынка труб рядового сегмента, то она составляет около 2-2,5 млн. тонн в год. А мощностей в России уже установлено на 8 млн. тонн в год. До бесконечности конкурировать
ценой и биться за 10 рублей, по меньшей мере, уже не интересно – велики риски, в том числе налоговые. Поэтому выигрывать в ценовой конкуренции в рядовом сегменте будут
только вертикально интегрированные компании. Например, в сварной трубе сегодня это «Северсталь» и ОМК. Они себя обеспечивают подкатом, они могут себе позволить
устанавливать самую низкую цену, загружая мощности простой продукцией. Что сегодня и происходит.
Мы, в свою очередь, не готовы работать с минимальной доходностью, поэтому усиливаем свои позиции нишевой продукцией, используя конкурентные преимущества нашего
оборудования.
– Поделитесь примерами?
– Возможности нашего оборудования позволяют производить большой профиль – 400х400, 450х450, 500х500 мм. В РФ его практически не применяют. Только недавно Ассоциация
стального строительства начала активные работы по его продвижению в строительстве, согласовывая и меняя ГОСТы и нормы, делая их такими, какие используются за рубежом.
Мы к этому давно готовы, потому что мы это поставляли и поставляем по всему миру.
Так, большой профиль – 400х400, 450х450, 500х500 мм – это профиль-колонна, который идет на строительство небоскребов, жилых зданий и мостовых конструкций.
Емкость мирового рынка этих колонн оценивается в 500-600 тыс. тонн в год. За прошлый год нам удалось поучаствовать в одном из проектов, для которого поставили
около 3 тыс. тонн продукции со стенкой 16, 20 и 22 мм. Попасть в проект было сложно, но возможно. Поставки осуществлялись не трейдерам, а напрямую конечным
потребителям. И, учитывая успешные результаты, мы стремимся к тому, чтобы заказов для таких проектов в нашем портфеле было больше – этот профиль высокорентабельный,
высокодоходный, его делает ограниченное количество производителей, а рынок емкий, и за него стоит бороться.
Журнал «Металл-курьер» №26 2017г.